Комплексная оздоровительная программа «Здоровый ученик»
для школ на текущий учебный год.
Цель программы:
1. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей в школе.
2. Формирование положительной мотивации к проведению jздоровительных мероприятий и здоровому образу жизни у родителей, педагогов и детей.
I. Необходимость проведения оздоровительных программ в школах назрела в связи с ростом заболеваемости детей в школах. По данным социологов: Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. В настоящее время менее 5% учащихся младших классов школы могут считаться абсолютно здоровыми, к старшим классам их численность уменьшается до 3%. Одновременно, с 50% до 38% уменьшается численность школьников, имеющих только функциональные отклонения, и возрастает процент учащихся с хронической патологией с 45% до 59%. У большинства современных детей и подростков диагностируется 2-3, а у учащихся школ нового вида (гимназий, лицеев) 3-5 хронических заболеваний и функциональных отклонений. Поэтому очень важно, именно в этот сложный период поддержать здоровье ребенка здоровье сберегающими технологиями.
II. Принципы:
1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья учащихся, структуры образовательного процесса, условий обучения.
2. Непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года.
3. Максимальный охват учащихся процессом оздоровления.
4. Интеграция оздоровительных мероприятий в образовательный процесс.
5. Преимущественное применение не медикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма.
6. Использование простых и доступных технологий.
7. Формирование положительной мотивации у учащихся, медицинского персонала и педагогов к проведению оздоровительных мероприятий.
8. Реализация в условиях образовательного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, воспитанников, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания.
9. Обучение всех участников образовательного процесса методикам самодиагностики, самокоррекции, самоконтроля.
10. Повышение эффективности системы оздоровительных мероприятий за счет соблюдения в образовательных учреждениях санитарно-гигиенических норм и правил, регламентирующих требования к освещению, оборудованию и планировке образовательных учреждений, режиму учебно-воспитательного процесса и учебной нагрузке, организации физического воспитания и питания учащихся и др.
III. Этапы:
1. Информационно – образовательный этап (работа с родителями и педагогами)
1.1 Лекции по здоровому образу жизни
1.2 «Круглые столы» с различными специалистами семейной клиники «ТАНАР».
1.3 Праздники здоровья для детей и родителей.
2. Консультативно- диагностический этап.
Консультативные осмотры детей педиатром и, или врачами «узких» специальностей:
- Аллергологом-иммунологом;
- Неврологом;
- Ортопедом;
- ЛОР-врачом;
- Эндокринологом и др.
2.2 Консультации логопеда, психолога и нейропсихолога.
2.3 Проведение психологических микротренингов для детей и родителей.
2.3 Проведение компьютерного тестирования 1-2 раза в год с целью раннего выявления заболеваний и обнаружение глистной и паразитарной инвазии.
2.4 Проведение исследований ЭКГ, УЗИ внутренних органов, УФМ и др.
3. Оздоровительно – профилактический этап.
3.1 Медико-экологическая реабилитация (очищение селективными энтеросорбентами, тюбажи с минеральной водой, высокожидкостный режим).
3.2 Рациональное питание.
3.3 Коррекция питания (восстановление минерального, витаминно-аминокислотного, белкового баланса в организме)
3.4 Йодпрофилактика периодически в течение учебного года: Йодомарин 100мг, Литовит –К, Пантошка-йод .
3.5 Иммуно-коррекция и профилактика острых респираторно-вирусных заболеваний, в том числе ароматерапия, дыхательная гимнастика, индивидуальная рефлексотерапия, аппликаторотерапия и др.
3.6 Программы повышения двигательной активности: физкультминутки, ЛФК, релаксирующие упражнения.
3.7 Профилактика близорукости.
3.8 Программа духовного развития, психологической разгрузки.
Комплексные оздоровительно – профилактические мероприятия по месяцам.
Месяц: Сентябрь
Задача: Медико-экологическая
реабилитация
Оздоровительные мероприятия:
- Высокожидкостный режим;
- Дюбаж с минеральной водой 1 раз в неделю;
- Водные процедуры – ежедневно душ, сауна -1 раз в неделю;
- Селективные сорбенты – Литовит Ф;
- Антигельминтная программа;
- Йодпрофилактика - Литовит –К, Пантошка-йод;
- Зарядка для глаз;
- Двигательная активность.
Месяц:
Октябрь
Задача: Иммуно-коррекция,
смягчение периода адаптации
Оздоровительные мероприятия:- Дыхательная гимнастика;
- Ароматерапия: масло лимона;
- Массаж биологически активных точек с эфирными маслами;
- Адаптогены: Кедровое масло, Флорента, драже Пантошка;
- Музыкотерапия;
- Аппликаторотерапия;
- Йодпрофилактика - Литовит –К, Пантошка-йод;
- Двигательная активность.
Месяц:
Ноябрь
Задача:
Профилактика
простудных заболеваний.
Оздоровительные
мероприятия:
- Ароматерапия: масло пихты, сосны, «хвойный дар»;
- Дыхательная гимнастика;
- Массаж биологически активных точек с эфирными маслами;
- Смазывание преддверия носа: крем «Флорента», «Рициниолом», «Хвойным даром»;
- Индивидуальная рефлексотерапия;
- Фитотерапия: Пихтовый концентрат «Флорента» ;
- Йодпрофилактика - Литовит –К, Пантошка-йод;
- Цветотерапия;
- Двигательная активность.
Месяц:
Декабрь
Задача:Коррекция
умственного переутомления.
Оздоровительные
мероприятия:- Музыкотерапия;
- Минерально-витаминные комплексы: кедровое масло с вит А, драже Пантошка;
- Водные процедуры –солено-седативные ванны;
- Ароматерапия: масло чайного дерева;
- Дыхательная гимнастика;
- Массаж биологически активных точек;
- Зарядка для снятия напряжения (релаксирующая);
- Двигательная активность
Месяц:
Январь
Задача: Профилактика
нарушения опорно-двигательного аппарата.
Оздоровительные
мероприятия: - ЛФК;
- Массаж спины;
- Двигательная активность;
- Профилактика плоскостопия;
- Дыхательная гимнастика;
- Массаж биологически активных точек;
- Водные процедуры - плавание, душ;
- Минерально-кальциевый комплекс:Пантошка с кальцием;
- Индивидуальная рефлексотерапия;
- Аппликаторотерапия;
- Ароматерапия: масло пихты, сосны, «хвойный дар»;
- Йодпрофилактика - Литовит –К, Пантошка-йод.
Месяц:
Февраль
Задача: Профилактика
световой депрессии и нарушение зрения.
Оздоровительные
мероприятия:
- Цветотерапия;
- Зарядка для глаз;
- Массаж биологически активных точек;
- Индивидуальная рефлексотерапия;
- Фитокомплексы для глаз: Кедровое масло с вит А, драже Пантошка А;
- Аппликаторотерапия;
- Музыкотерапия;
- Ароматерапия: масло розмарина, герани, бергамота;
- Дыхательная гимнастика;
- Йодпрофилактика - Литовит –К, Пантошка-йод.
Месяц:
Март
Задача: Профилактика
весеннего гиповитаминоза и микроэлементоза.
Оздоровительные
мероприятия: - Минерально-витаминные комплексы: кедровое масло с вит А, драже Пантошка с вит А, пихтовый концентрат «Флорента»;
- Массаж биологически активных точек;
- Йодпрофилактика - Литовит –К, Пантошка-йод;
- Музыкотерапия;
- Водные процедуры – контрастный душ;
- Двигательная активность.
Месяц: Апрель
Задача:
Профилактика дисбактериоза.
Оздоровительные
мероприятия: - Высокожидкостный режим;
- Дюбаж с минеральной водой;
- Водные процедуры - сауна 1 раз в неделю, душ- ежедневно;
- Комплекс пробиотиков: Бифидопан, Лактопан;
- Употребление кисломолочных продуктов;
- Дыхательная гимнастика;
- Двигательная активность.
Месяц: Май
Задача: Снятие
умственного перенапряжения.
Оздоровительные
мероприятия: - Ароматерапия: масло чайного дерева;
- Дыхательная гимнастика;
- Массаж биологически активных точек;
- Музыкотерапия;
- Минерально-витаминные комплексы: кедровое масло с вит А, драже Пантошка с Са;
- Водные процедуры – ванны- 1-2 раза в неделю, контрастный душ –ежедневно;
- Зарядка для снятия напряжения (релаксирующая);
- Массаж волосистой части головы и шейно-воротниковой зоны;
- Двигательная активность.
Примечание:
- Эффективность программы высока, в комплексном применении.
- Оценка эффективности проводится в конце учебного года по разработанным критериям (Анкета здоровья).
- Программа проводится только после анкетирования родителей и их согласия на проведение оздоровительных мероприятий.
Программу подготовила заместитель главного врача Семейной клиники ООО «ТАНАР», врач-невролог высшей категории Набиева Р.Р. на основании Приказа МФ РФ за № 139 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»; Постановления правительства Российской Федерации за № 917, «О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2008 года»; Приказа МЗ РФ N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ"; Приказа МЗ РФ и МО РФ № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»; Приказа МЗ РФ № 444 «О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов».
Методических рекомендаций кафедры педиатрии ГИДУФ г. Казань «Оздоровление детей в образовательных учреждениях», Методических рекомендаций Семейной клиники ООО «ТАНАР» г. Набережные Челны «Современные технологии оздоровления детей в образовательных учреждениях».
Август 2007г.