Комплексная оздоровительная программа «Растем здоровыми» для детских дошкольных учреждений на текущий учебный год. Цель программы:
1. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья детей в детском образовательном учреждении. 2. Формирование положительной мотивации к проведению оздоровительных мероприятий и здоровому образу жизни у родителей, воспитателей и детей.
I. Необходимость проведения оздоровительных программ в ДОУ назрела в связи с повышением уровня заболеваемости среди детей 3-5 лет. Немаловажную роль ученые отводят питанию и воздействию неблагоприятных внешних факторов (экологическая среда, стрессы, несбалансированная физическая и умственная нагрузка, малоподвижный образ жизни). Дошкольный возраст очень важен для формирования здорового организма, потому что при различных дефицитах (белковом, витаминном, микронутриентном и т.д.) в период активного роста ребенка, нарушается рост и функция внутренних органов и систем. Болезни детей, а также неблагоприятное влияние окружающей среды, психоэмоциональная обстановка, стрессы и др. приводят к срыву адаптации и хроническому течению заболеваний. Здоровье дошкольников тесно связано с состоянием семейной среды и личностью воспитателя. II. Основные принципы: 1. Комплексность использования оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, охранительного режима, структуры образовательного процесса. 2. Непрерывность проведения оздоровительных мероприятий в течение года. 3. Максимальный охват детей процессом оздоровления. 4. Интеграция оздоровительных мероприятий в образовательный процесс. 5. Преимущественное применение не медикаментозных средств оздоровления, широкое использование средств, стимулирующих защитные силы организма. 6. Использование простых и доступных технологий. 7. Формирование положительной мотивации у детей, медицинского персонала и воспитателей к проведению оздоровительных мероприятий. 8. Реализация в условиях дошкольного учреждения на индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению двигательной активности, закаливанию обучающихся, охране психического здоровья, а также по оздоровлению детей, имеющих функциональные расстройства и хронические заболевания. III. Этапы: 1. Информационно – образовательный этап (работа с родителями и воспитателями) 1.1 Лекции по здоровому образу жизни.
1.2 «Круглые столы» с различными специалистами семейной клиники «ТАНАР». 1.3 Праздники здоровья для детей и родителей. 2. Консультативно- диагностический этап. 2.1 Консультативные осмотры детей педиатром и, или врачами «узких»-специальностей: - Аллергологом-иммунологом; - Неврологом; - Ортопедом; - ЛОР-врачом; - Эндокринологом и др. 2.2 Консультации логопеда, психолога и нейропсихолога. 2.3 Проведение психологических микротренингов для детей и родителей. 2.4 Проведение компьютерного тестирования 1-2 раза в год с целью раннего выявления заболеваний и обнаружение глистной и паразитарной инвазии. 2.5 Проведение исследований ЭКГ, УЗИ внутренних органов, УФМ и др. 3. Оздоровительно – профилактический этап. 3.1 Медико-экологическая реабилитация (очищение селективными энтеросорбентами, тюбажи с минеральной водой, высокожидкостный режим). 3.2 Рациональное питание. 3.3 Коррекция питания (восстановление минерального, витаминно-аминокислотного, белкового баланса в организме) 3.4 Йодпрофилактика периодически в течение учебного года: Йодомарин 100мг, Литовит –К, Пантошка-йод . 3.5 Иммуно-коррекция и профилактика острых респираторно-вирусных заболеваний, в том числе ароматерапия, дыхательная гимнастика, индивидуальная рефлексотерапия, аппликаторотерапия и др. 3.6 Программы повышения двигательной активности: физкультминутки, ЛФК, релаксирующие упражнения. 3.7 Профилактика близорукости. 3.8 Программа духовного развития, психологической разгрузки. Комплексные оздоровительно – профилактические мероприятия по месяцам.
Месяц: Сентябрь
Задача: Медико-экологическая реабилитация
Оздоровительные мероприятия: Высокожидкостный режим; Дюбаж с минеральной водой 1 раз в неделю; Водные процедуры – ежедневно душ, сауна -1 раз в неделю; Селективные сорбенты – Литовит Ф; Антигельминтная программа; Йодпрофилактика - Литовит –К, Пантошка-йод; Зарядка для глаз; Двигательная активность.
Месяц: Октябрь Задача: Иммуно-коррекция,
смягчение периода адаптации
Оздоровительные мероприятия:
- Дыхательная гимнастика;
- Ароматерапия: масло лимона;
- Массаж биологически активных точек с эфирными маслами;
- Адаптогены: Кедровое масло, Флорента, драже Пантошка;
- Музыкотерапия;
- Аппликаторотерапия;
- Йодпрофилактика - Литовит –К, Пантошка-йод;
- Двигательная активность.
Месяц: Ноябрь
Задача: Профилактика простудных заболеваний. Оздоровительные
мероприятия:
Месяц: Декабрь
Задача: Коррекция умственного переутомления.
Оздоровительные
мероприятия:
Месяц: Январь
Задача: Профилактика нарушения опорно-двигательного аппарата.
Оздоровительные
мероприятия:
- ЛФК;
- Массаж спины;
- Двигательная активность;
- Профилактика плоскостопия;
- Дыхательная гимнастика;
- Массаж биологически активных точек;
- Водные процедуры - плавание, душ;
- Минерально-кальциевый комплекс: Литовит Ф, Пантошка с кальцием;
- Индивидуальная рефлексотерапия;
- Аппликаторотерапия;
- Ароматерапия: масло пихты, сосны, «хвойный дар»; Йодпрофилактика - Литовит –К, Пантошка-йод.
Месяц: Февраль
Задача: Профилактика световой депрессии и нарушение зрения.
Оздоровительные
мероприятия:
- Цветотерапия;
- Зарядка для глаз;
- Массаж биологически активных точек;
- Индивидуальная рефлексотерапия;
- Фитокомплексы для глаз: Кедровое масло с вит А, драже Пантошка А;
- Аппликаторотерапия;
- Музыкотерапия;
- Ароматерапия: масло розмарина, герани, бергамота;
- Дыхательная гимнастика;
- Йодпрофилактика - Литовит –К, Пантошка-йод.
Месяц: Март
Задача: Профилактика весеннего гиповитаминоза и микроэлементоза.
Оздоровительные
мероприятия:
Месяц: Апрель
Задача: Профилактика дисбактериоза.
Оздоровительные
мероприятия:
- Высокожидкостный режим;
- Дюбаж с минеральной водой;
- Водные процедуры- сауна 1 раз в неделю, душ- ежедневно;
- Комплекс пробиотиков: Бифидопан, Лактопан;
- Употребление кисломолочных продуктов;
- Дыхательная гимнастика;
- Двигательная активность.
Месяц: Май
Задача: Снятие умственного перенапряжения.
Оздоровительные
мероприятия:
-
Ароматерапия: масло чайного дерева;
- Дыхательная гимнастика;
- Массаж биологически активных точек;
- Музыкотерапия;
Минерально-витаминные комплексы: кедровое масло с вит А, драже Пантошка с Са; Водные процедуры – ванны- 1-2 раза в неделю, контрастный душ –ежедневно; - Зарядка для снятия напряжения (релаксирующая);
- Массаж волосистой части головы и шейно-воротниковой зоны;
- Двигательная активность.
Примечание:
- Эффективность программы высока, в комплексном применении. - Оценка эффективности проводится в конце учебного года по разработанным критериям (Анкета здоровья). - Программа проводится только после анкетирования родителей и их согласия на проведение оздоровительных мероприятий. Программу подготовила заместитель главного врача Семейной клиники ООО «ТАНАР», врач-невролог высшей категории Набиева Р.Р. на основании Приказа МФ РФ за № 139 «Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»; Постановления правительства Российской Федерации за № 917, «О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2008 года»; Приказа МЗ РФ N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ"; Приказа МЗ РФ и МО РФ № 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»; Приказа МЗ РФ № 444 «О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов», Методических рекомендаций кафедры педиатрии ГИДУФ г. Казань «Оздоровление детей в образовательных учреждениях», Методических рекомендаций Семейной клиники ООО «ТАНАР» г. Набережные Челны «Современные технологии оздоровления детей в образовательных учреждениях».
Август 2007
|